Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Тополек»

Российская Федерация, Ростовская область, 346880, г. Батайск, ул. Кирова, 7а

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника, главное умение этого возраста.  Игра развивает у дошкольника  внимание, память, мышление, эмоционально-волевые качества, творческие способности. А главное обучает коммуникативным навыкам и культуре общения с другими людьми. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступках людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. 

Для ребенка игра – это неотъемлемая часть его жизни

 

   

В современном мире встал вопрос о необходимости обучения игре.  Долгое время считалось, что ребенок начинает играть сам по себе, и вмешательство взрослых здесь не требуется. Оказалось, что это далеко не так — очень часто мы встречаем детей, не умеющих играть. Родители и воспитатели жалуются на то, что игрушки быстро надоедают малышам, они не знают, чем себя занять.

Почему же сегодня возникает потребность в том, чтобы взрослые учили ребенка играть? Дело в том, что в период нашего детства не было такой потребности. Мама читала, или водила в театр. В лучшем случае делала для ребенка или с ребенком игрушки. Папа, конечно, мог повозиться с детьми, выйти покататься с ними на горке. Но это вряд ли можно назвать «обучением игре». 
Дети обучались играм сами — в так называемых дворовых сообществах или у своих братьев и сестер. Дети разного возраста играли вместе в парках и на площадках, и младшие перенимали игровые моменты у старших. 
На сегодняшний день мы констатируем: изменилась социальная среда. Многодетные семьи стали редкостью (это ситуация начала изменятся лишь в последние несколько лет).  Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Семьи стали более замкнутыми и обучатся игре ребенку не у кого, кроме как у взрослого. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр: хотим мы или нет, а придется с ней считаться. 
Психологические исследования показали, что игровая деятельность не возникает стихийно, а складывается под руководством взрослых, в совместной игре с ними. Первоначально мотивы игры зарождаются у малыша не сами по себе — их опять-таки предлагает взрослый, который создает и обстановку игры. Ребенок учится замещать один предмет другим или обозначать его словом, называть себя именем какого-либо персонажа и изображать его только после показа взрослого. 
Основываясь на предметной деятельности раннего возраста, игра как таковая появляется к 3 годам и качественно меняется к концу дошкольного возраста.

Трехлетки, играя рядом, играют каждый сам по себе. Этот период так и называется — игра рядом. Роль взрослого в это время научить ребенка не просто играть, а любить играть. И уметь играть с другими детьми. Мама или воспитатель показывают не только КАК надо играть, но и искренне играют, окрашивая свои действия положительными эмоциями. 
«Таня, Маша, Сережа! Вы знаете, (кукла) Катя заболела. Она плохо себя чувствует, у нее болит горло и голова. Давайте уложим ее в постель и пожалеем. Надо замотать горлышко теплым шарфом. Вызовем врача. Таня, ты будешь мамой. А я врач. (Далее разворачивается игра «Во врача» или «В больницу».)
Появление ролей в игре и принятие этих ролей детьми, говорит уже о новом более высоком уровне игры. Это не просто манипуляция куклой и градусником, это раскрытие своих чувств, фантазий, приобретение умений и знаний. Все это дает ролевая игра.
С возрастом усложняются не только роли, но и правила, появляется сюжет. Их придумывают уже вместе со взрослыми сами дети. В той же игре с врачом роль врача уже отдается ребенку, а вместо куклы, «заболевшего» играет тоже кто-то из ребят. Сюжетно-ролевая игра вступает в свои права.
Ну, и самый высокий уровень игры, когда ребенок, дети без помощи взрослого придумывают сюжет, выбирают роли и устанавливают правила. Как правило, это уже бывает в возрасте 5,5 — 6 лет. 
Если же ребенка не обучать игре, то она так и останется на уровне предметной деятельности.   Одна из причин, по которой ребенок задерживается на этой стадии, в том, что он его никто не научил планировать игру. 

Еще одно из последствий неумения ребенка играть – это жадность, агрессивность, плаксивость. Причинами такого поведение является отсутствие коммуникативных навыков и неумения взаимодействовать. Ну, представьте, ребенок три года своей жизни жил в уюте и комфорте. Его окружало множество игрушек. Он мог с ними делать, что душе угодно. Ни с кем делиться ему не приходилось. Тут спустя три года ребенка ведут в детский сад. Он попадает в детский коллектив, где еще двадцать человек таких же детей. Тут то и возникают конфликтные ситуации для него. Оказывается, не только он хочет поиграть с этой куклой/машинкой/кубиками. И чтобы заполучить игрушку ребенок прибегает к таким методам, как плач, крик, ор или агрессия, например, отняв игрушку у другого ребенка. И это происходит не потому, что ребенок плохой, агрессивный, невоспитанный, а потому что он просто  не умеет по-другому. Он не знает, что можно играть с игрушкой вдвоем/втроем  и что вместе играть намного интересней, чем одному. 
Но ведь в школе эти проблемы, связанные с игрой дошкольников,  еще больше обостряются! Неумеющие играть дети не знают, чем занять себя на переменах. Только и остается им, что драться да толкаться. А потом, естественно, получать нагоняи от учителей. Почему так происходит? Да они просто не знают тех игр, в которые играли, например, мы с вами. 

Версия для слабовидящих

Архив новостей

Сетевичок.рф