Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Тополек»

Российская Федерация, Ростовская область, 346880, г. Батайск, ул. Кирова, 7а

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем  большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи. В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребенок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребенок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив, жестоким, агрессивным…
Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной  и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Как же построить нормальные отношения с ребенком? 
Общение ребенку необходимо, как и пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.

Как  же надо общаться с ребенком?  Прежде всего нужно безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, способный, красивый, а за то , что он ВАШ, за то, что он есть! Психологи доказали, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря при этом, что четыре объятия необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, причем не только ребенку, но и взрослому.
Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогают ему развиваться психически.
Если мы раздражаемся на ребенка, постоянно одергиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живет, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребенком.
Как же мы, взрослые должны выражать свое недовольство ребенком?
Это надо выражать особым образом.                                                                 

  • Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его самого.                                                                                                 

Что делать, если ребенок не слушается, раздражается? Указывать на ошибки,  конечно же надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка, обсуждать ее лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.
Как это ни парадоксально, но ребенок нуждается и в отрицательном опыте, если он не угрожает его жизни и здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своего действия или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо     его послушать. Что значит – активно слушать ребенка?
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувства. Важно, чтобы при этом его и ваши глаза находились на одном уровне. Прижмите к себе ребенка, придвиньте свой стул. Избегайте общения через плечо, смотря телевизор, читая газету, лежа на диване. Помните, ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза – первые сигналы о том, насколько вы готовы его слушать. Если ребенок расстроен или огорчен, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. (Ребенок: Не хочу дружить с Ваней. Мать: Ты на него обиделся.) Помните: Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
В беседе важно держать паузу, которая помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа -  может, он что-то и добавит. Если он смотрит не на вас, а в сторону, то продолжайте молчать : в нем сейчас происходит важная и нужная внутренняя работа.
Пожалуйста, и в повседневном общении с ребенком замечайте его переживания : когда он обижен, расстроен, боится и т. д. Называйте эти переживания в повествовательной форме при обращении к малышу. Не забывайте и о паузе после ваших слов.

УДАЧИ ВАМ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!

 

Версия для слабовидящих

Архив новостей

Сетевичок.рф