Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Тополек»

Российская Федерация, Ростовская область, 346880, г. Батайск, ул. Кирова, 7а

В настоящее время от  человека требуется не только  владение знаниями, но и умение добывать эти знания  самостоятельно и оперировать  ими. Поэтому весьма актуальна  проблема развития  познавательной активности  детей.

Возможность познавать  окружающий мир ребенку  обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Быть активным – значит быть деятельным.

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся  к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана прежде всего с освоением ребенком  позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу»), у ребенка должно быть еще и желание развиваться («хочу»).
Как сделать так, чтобы такое желание возникло.
Прежде всего, в основу работы в этом направлении взять следующие принципы:

  • развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы  максимально реализовать себя;
  • природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
  • психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
  • взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
  • формирование деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать ее, так как образование в дошкольном возрасте должно закладывать готовность к самостоятельному познанию. Ведь именно эта готовность – ключ к успешному личностному развитию;
  • смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;
  •  здоровьесберегающий принцип и др.

Эти принципы и определяют подход к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы в этом направлении, необходимо провести диагностику с целью определения уровня  развития познавательной  активности детей. На основе полученных результатов выстроить систему работы  по трем основным разделам: мир природы, мир людей, мир предметов,  которая будет реализовываться в  разных  видах  деятельности: непосредственно образовательной деятельности, игре, самостоятельной  и продуктивной  деятельности.
Серьезное внимание необходимо уделить созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка.
Организовать развивающие центры разных видов деятельности, составить картотеки методической и детской литературы, интересных форм работы с детьми по данному направлению.
Необходимо обратить особое внимание на организацию непосредственно образовательной деятельности, которая  включает четыре части: 
1-я часть направлена на актуализацию имеющихся у детей знаний. Обращение к имеющемуся опыту ребенка помогает ему эффективно, планомерно усваивать новый материал.
2-я часть раскрывает перед детьми перспективу того, что дети узнают, но не прямолинейно, а опосредованно – через вопросы к детям, имеющие свои особенности:

  •  зная  заранее, что дети  не смогут ответить на них;
  •  они (вопросы)  являются  своеобразным планом, по которому дети в дальнейшем получают  новую информацию.

В 3-й  части детям сообщают  новую информацию. Причем эта часть в непосредственно образовательной деятельности  проводится по-разному:

  • в виде познавательного рассказа  (если НОД была информационного типа);
  • в виде экспериментов и опытов (если непосредственно образовательная деятельность -  практикум);
  • комбинация из рассказа взрослого и экспериментов.

В 4-й части подводятся итоги.  Детям  предлагается  сказать, что нового они узнали, при этом  подчеркивая, что людям известны и другие сведения по предложенной  теме. Об этом можно узнать у родителей, из книг, из телевизионных передач. В дальнейшем создаются  условия для самостоятельной поисковой деятельности. При этом необходимо  обязательно предупредить детей, что в следующий раз они поделятся друг с другом тем, что узнали нового.
В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. 
Осуществляется она в основном  во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний. 
Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:

  • «мини-лаборатория»,  которая постепенно пополняется  новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
  • дидактические игры  (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт и др.), таблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обсуждения  с детьми;
  •  глобус и физическая карта, которые являются  наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.д.;
  •  настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;
  •  микроскоп, лупы и другие материалы, которые используются  в экспериментальной деятельности с детьми.

Все эти предметы и пособия необходимо расположить так, чтобы в  любое время ребенок мог  подойти  и «поработать» с ними. 
Результаты работы по развитию познавательной активности ребенка во многом зависят от правильного выбора методов  обучения. В работе с детьми наряду с традиционными методами  (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора;  практические – дидактические игры, опыты, труд детей)
очень эффективны  и  другие методы:

  • объяснительно-иллюстрированный (применяется при сообщении нового программного материала информационного характера);
  • репродуктивный  (используется  для отработки практических умений и получения навыка при действии по образцу);
  • проблемное изложение (применяется в НОД и в совместной деятельности с детьми  для решения игровых проблемных ситуаций);
  •  частично-поисковый (используется, чтобы помочь детям решать поставленную задачу, осуществляя  поисковую деятельность);
  • исследовательский (эвристический)  (используется  в ситуациях, когда воспитанники по заданию  взрослого самостоятельно выполняют  определенные виды действий, подводящие их к усвоению новых знаний).

Кроме этого, в работе с детьми необходимо использовать приемы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • элементарный анализ;
  • задания на сравнение по контрасту и сходству;
  • задания на группировку и классификацию;
  • моделирование пространства;
  • вопросы проблемного характера;
  • приучение к самостоятельному поиску ответов;
  • экспериментирование, постановка опытов;
  • решение логических задач;
  • намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя.

Опыт работы убеждает в необходимости применения в НОД или совместной деятельности с детьми  приемов, помогающих  привлекать и  удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация), модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи). 
Эмоциональная  окрашенность информации помогает детям в ее восприятии.  Не  менее важным является и эмоциональный отклик детей на получаемую информацию. Поэтому большое внимание в процессе работы  следует уделять формированию интеллектуальных эмоций:

  • удивления для порождения мотива;
  • радости открытия,  успеха,  знакомства с новым;
  • эмоциональный комплекс раздумья (догадки, сомнения, уверенность).

Необходимо сделать так,  процесс познания сопровождался не просто эмоциональным общением детей со взрослыми и друг с другом, а проживанием каждым ребенком всей «палитры» интеллектуальных эмоций.
      Для этого рекомендуется  использовать  приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:

  •  игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;
  •  сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т.п.);
  • элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т.п.);
  • юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.

В процессе занятий  и в организации самостоятельной деятельности необходимо не скупиться на похвалу и словесное поощрение. Чаще хвалить детей за находчивость, сообразительность. Искренне радоваться их малейшим достижениям. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться  к знаниям уже независимо от похвал, улучшается их познавательная активность.

                                             Используемая литература:  

  1. Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.
  2. Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.
  3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.
  4. Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.
  5. Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2004. 

Подготовила 
заместитель заведующего 
Гулинская Т.А.

Версия для слабовидящих

Архив новостей

Сетевичок.рф