Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Тополек»

Российская Федерация, Ростовская область, 346880, г. Батайск, ул. Кирова, 7а

Освоить законы чистописания реально даже с малышами. Конечно же, в игре!

Обучение ребенка письму — не­простая задача, которая требует от малыша усидчивости и боль­ших усилий. Потому раннее развитие, заблаговременная подготовка в этом процессе нам просто необходимы. А главное, помогая своему ребенку за­ранее овладеть необходимыми навыками для более сложных действий, мы фор­мируем у него уверенность в своих силах и радость от новых познаний.

Первый закон правописания

Не выходи за границы

Начинать подготовку руки к письму можно буквально с первого года жиз­ни. В этом возрастном периоде мы уде­лим внимание не пальчикам, а целиком кулачку и ладошке. Научим малыша соотносить свою ладошку с силуэтом на бумаге. Такие первые упражнения потренируют зрительно-двигательную координацию ребенка.

Игра  «Где кулачок?». Подготовьте пальчиковые краски одного яркого цвета. Мы не используем всю палитру имеющихся у вас красок, так как нам важно сосредоточить внимание крохи на процессе соотнесения кулачка с силу­этом, а не отвлекать его внимание раз­нообразием цветов. На большом листе черным маркером нарисуйте несколько изображений силуэтов ладошек вашего ребенка, максимально приблизив их по размеру. Затем предложите малышу опустить ладошку в блюдечко с крас­кой и оставить отпечаток своей ладош­ки только в том месте, где пунктиром обозначена такая же ладонь. Повторяя это упражнение хотя бы раз в неделю, через несколько занятий вы увидите, как кроха уже сам будет пытаться попасть точь-в-точь в силуэт.  Когда малыш усвоит это упражнение усложните его. Рисуйте одновременно по 2 силуэта ладошек. Ребенок должен оставлять отпечатки сразу двумя ручками. Так, играючи, мы научили малыша  первому закону — не выступать за обоз­наченные границы.
Для детей второго-третьего года жизни есть игры посложнее.

Игра „Заполни фигуры". На листе бума­ги черным маркером рисуем круг диамет­ром 15 сантиметров. Внутри него еще один круг — 13 сантиметров. Разница между кругами в 2 сантиметра и будет полем для письма вашего ребенка. Для  игры приготовьте пальчиковые краски. Малыш, не выступая за края, должен пальчиком нарисовать там точки. Когда освоите круг, аналогичным образом на­рисуйте овал, квадрат и даже трапецию. Трехлеткам предложите вместо паль­чиковых красок ручку, пусть рисует линию внутри наших фигур. Предлагая ручку ребенку, используйте резиновые  накладки в виде призм для правильности трехпальчикового захвата.

Второй закон правописания

Шаг за шагом

Этот закон призывает нас не торопить­ся, быть последовательными, не пере­прыгивать с начала строчки в коней и с одной строчки на другую.

Игра „Рельсы — шпалы". Для самых  маленьких предложим уникальную игру для формирования этого навыка. Строчки нам заменят рельсы, а шпа­лами будут следы от ребра ладони ва­шего малыша. Возьмем рулон старье обоев, черной гуашью нарисуем длинные рельсы, расстояние между ними должно четко  соответствовать длине ребра ладошки именно вашего крохи. В блюдечко окунем ручку и начинаем. Следите за последовательностью действий ребенка. Мы не перескакиваем по  рисунку, рисуем из начала в конец. Лучшим завершением этой игры будет поезд, который с ветерком пронесется по новой железной дороге!

Игра „Тропинки". Для детей двухлетнего возраста мы нарисуем множество тропинок шириной не менее 2 сантиметров. Пусть они будут прямые, зигзагообразные, волнистые, поднимающиеся вверх и спускающиеся вниз. Главное, чтобы они начинались с левой стороны листа и приводили к правой. На каждый новый урок с вашим крохой предлагайте новую тропинку. Итак, окунаем пальчик в краску, и пошли по тропинке. Весело ставьте точки указательным пальчиком ведущей руки. Вперед не забегаем, пустые места не оставляем, ставим все точки пальчиком по порядку. Если ведущая рука у ребенка еще не определилась, работаем двумя руками по очереди.

Третий закон правописания

Слева направо

Этот закон чистописания научит детей писать строго слева направо.

Игра „Большие и маленькие кулачки". Возьмите лист формата A3 и в одну линию  слева направо нарисуйте маленькие кулачки, как будто их оставила кукла, на расстоянии 10 сантиметров друг друга. Приготовьте куклу и расскажите ребенку, что, пока вы спали, кукла решила порисовать. Продолжите, что нарисовала кукла, ровно, слева направо,  но кулачки получились маленькие, их почти не видно, а у тебя кулачки какие  большие! Предложите крохе поставить отпечатки своих кулачков сверху кукольных. Помните, что в этой игре окунаем в краску не ладошки, а кулачки. Научите ребенка ставить отпечатки последовательно слева направо.

Игра „Дорожная разметка". Из черного  картона вырежьте длинные полоски шириной 2 сантиметра и наклейте их на альбомный лист параллельно длинной стороне. Это будут дороги. Для повышения интереса к игре между дорогами нарисуйте дорожные знаки. Ваш кроха это  точно оценит и с большим старанием  выполнит нужное упражнение. Для игры возьмите белую пальчиковую крас­ку.  Пусть малыш расставит пальчиком точки  посередине черных полос строго слева  направо. Ведь полицейский уже следит за нами! Дети старше трех лет самостоятельно выполняют это упраж­нение с помощью белого фломастера.

Четвертый закон правописания

Без отрыва

Этот закон, пожалуй, самый трудный, учит нас не отрывать руку во время письма. В полной мере этот навык формируется лишь в начальной школе.
Но малыш должен знать о нем и тренироваться, укрепляя руки! Мы сосредоточимся именно на этой задаче.
Игра „Лучики". Ваш ребенок уже освоил игры по соотнесению отпечатков своей
руки с нужными изображениями на бумаге. Поэтому игра будет состоять уже из двух навыков малыша. Для начала рисуем желтой краской круг диаметром 20 сантиметров. Пусть кроха с помощью пальчиковой желтой краски закрасит круг отпечатками ладошек. Затем научите его, оставляя свой отпечаток внутри круга, „тянуть" ладошкой по листу, тем самым рисуя лучики в разные стороны листа. Берите побольше краски для этого упражнения и устраивайте соревнования „на самый длинный лучик". Ладошку от бумаги не отрываем.

Игра „Катушки с нитками". Наклейте на лист бумаги нитку. Пусть она тянется
вверх, вниз, петляет. Придумайте свои „лабиринты" для ребенка исходя из его возможностей. Нитка должна быть контрастного цвета по отношению к бумаге. Используя пальчиковые краски, малыш как можно дольше, не отрывая руки, должен рисовать свою дорожку рядом с ниткой, повторяя все ее повороты и изгибы. Детишкам старше трех лет для выполнения задания предложите шариковую ручку. Если рука малыша быстро устает, проводите пальчиковые игры между этапами рисования. Покатайте грецкий орешек между ладошками. Такое простое упражнение — отличный массаж для ребенка.                               

(по материалам сайта «Я САМ»)

Версия для слабовидящих

Архив новостей

Сетевичок.рф